Рындевич Игорь
Традиционная компьютерная графика, используемая в полиграфии или веб-дизайне, является двухмерной, в то время как область использования трехмерной графики несколько иная: архитектура, анимация, разработка компьютерных игр. Однако мы живем в трехмерном мире, и поэтому постоянно сталкиваемся с необходимостью отображения на плоском листе бумаги или на экране монитора окружающих нас трехмерных предметов. И если при обработке, скажем, цифровых фотографий мы имеем дело уже с готовым плоским изображением объемного мира, то при работе с векторной графикой такое изображение приходится создавать с нуля.
Возьмем, к примеру, популярный графический редактор CorelDraw. Рисовать в нем - одно удовольствие, однако если вы решите быстро изобразить какой-либо объемный предмет, то вам вместо этого придется столкнуться с кропотливой работой по вырисовыванию теней и градиентов. Чтобы убедиться в сложности создания картинки, близкой к реальной, откройте несколько наиболее реалистичных файлов из любой коллекции векторных клипартов и детально изучите их.
Но не все так сложно, как кажется на первый взгляд. Во-первых, фотореализма от векторной графики никто и не требует; во-вторых, в CorelDraw имеются несколько инструментов, помогающих быстро рисовать псевдообъемные изображения; в-третьих, создавать простые геометрические фигуры в псевдообъеме не так уж и сложно. Рассмотрим несколько простейших примеров, доступных для выполнения даже новичками, только-только начавшими осваивать векторную графику.
Самая простая для создания объемная фигура - это шар. Его можно нарисовать менее чем за минуту: для начала рисуем круг, затем заливаем его радиальной градиентной заливкой от белого цвета к цвету шара (используем для этого диалоговое окно Fountain Fill Dialog, вызываемой клавишей F11 - см. рисунок).
После этого убираем контур шара и для большего эффекта добавляем тень (инструмент Interactive Drop Shadow Tool). В результате, выполнив всего три действия, получаем вполне реалистичный шар.
Почти так же просто можно нарисовать другой часто встречаемый объект - цилиндр. Для этого нам понадобится всего три элемента: прямоугольник и два одинаковых эллипса. Разместим их, как указано на рисунке.
После этого нижний эллипс и прямоугольник нам необходимо объединить в одну фигуру, для чего выделим эти два объекта и воспользуемся пунктом меню Arrange - Shaping - Weld. В результате у нас остались всего два объекта - верхний эллипс и фигура, представляющая ближайшую к нам боковую поверхность цилиндра. Теперь дело за грамотной заливкой этих объектов. Если, например, залить их белым цветом, получим качественное контурное изображение цилиндра. А если для нижней фигуры воспользоваться градиентной заливкой, то получим вполне реалистичное изображение. На приведенном рисунке для нижней фигуры взята готовая заливка Cylinder - Gold 02 из уже знакомого нам окна Fountain Fill Dialog (заливка выбирается в поле Presets).
Почти таким же образом можно нарисовать и конус. Разница будет лишь в том, что для него необходимо использовать коническую заливку с координатами центра 0% по горизонтали и +50% по вертикали все в том же окне Fountain Fill Dialog. Предлагаю читателям поэкспериментировать с рисованием конуса самостоятельно.
В повседневной практике дизайнерам очень часто приходится использовать различные варианты объемного начертания текста. Рассмотрим один из несложных в реализации объемных эффектов для небольшого текста. Надо заметить, что этот вариант хорошо подходит только для массивных шрифтов.
Для начала напишем нужный текст и подберем для него подходящий шрифт. После этого выберем для текста заливку, желательно не слишком темного оттенка. Затем добавим буквам контур белого цвета и подходящей толщины (толщину контура можно задать с помощью инструмента Outline Tool или диалога Outline Pen Dialog, который вызывается клавишей F12). В результате получим надпись, которая пока еще не имеет никакого объема.
Теперь отделим контур от текста и превратим его в отдельный объект с помощью пункта меню Arrange - Convert Outline To Object. После этого выделяем оба объекта и добавляем к ним тень с помощью инструмента Interactive Drop Shadow Tool. При этом тень от контура будет падать на лежащий под ним текст, создавая иллюзию рельефа, а тень от текста просто усилит эффект "объемности". Вот и все - несколько кликов мышкой и готовый объемный текст.
И напоследок рассмотрим создание популярных сейчас псевдообъемных кнопок программных интерфейсов.
Их создание также не отличается сложностью. Простейшая круглая кнопка состоит из двух эллипсов (точнее, круга и эллипса). Кругу можно придать радиальную заливку уже знакомым нам способом, выбрав подходящие цвета; эллипс пока зальем белым цветом. Для усиления эффекта объемности сделаем дубликат круга (меню Edit - Duplicate), зальем его черным цветом и воспользуемся инструментом Interactive Transparency Tool, чтобы придать кругу прозрачность с радиальным градиентом (для выбора типа и уровня прозрачности используем настройки Transparency Type и Transparency Point на панели инструментов). Также применим прозрачность к эллипсу, но тип прозрачности надо указать Linear, а угол -90°, то есть наша прозрачность будет убывать снизу вверх. В завершение, размещаем в центре нашей кнопки необходимое изображение и выносим эллипс-блик на передний план. Кнопка готова. Как видите, рисование многих объектов трехмерного мира в программе CorelDraw не отличается сложностью. Главное - не бояться трудностей и экспериментировать. И помните, что одного и того же эффекта зачастую можно достичь разными способами, поэтому не стоит принимать написанное как единственно верное руководство к действию.
Ссылки по теме