Olesya
От переводчика:
Заранее прошу прощения за всяческие ляпсусы в терминологии, увы, я пока не знакома с профессионализмами шрифтовиков
Каждый дизайнер, использующий компьютер, рано или поздно думает о создании или модификации шрифтов: "А не создать ли мне свой, собственный шрифтик?" "И как бы мне это сделать?" Ясно одно: кто-то когда-то "нарисовал" те шрифты, которыми мы пользуемся, используя компьютер и набор стандартных инструментов… и в некоторых дизайнах используют специально для них созданные буквы.
Содержание урока:
• Введение
• Что является цифровым шрифтом
• Необходимое оборудование и технологический процесс
• Отправные точки для создания шрифта
• Шаг за шагом…
• Сканирование
• Как отрисовать контуры
• Создание символов
• Векторные формы: важные детали
• Как генерировать шрифт
• Программы для генерирования шрифтов
• Ресурсы
• Часть 2: Передовые методы и подсказки
Создать новый шрифт - не особенно трудная задача. Очень важно знать, как сделать это попроще и какие инструменты нам для этого нужны. Наконец, мы можем это расценить, как более или менее трудоёмкий процесс, требующий организованности и планирования. Этот урок не предусматривался, как полное руководство по созданию шрифтов или по программному обеспечению, которое вы будете использовать (можно использовать большое количество программ или только одну, в зависимости от того, что вы выберете). Это - введение; если вы хотите достигнуть оптимальных результатов, рекомендуется некоторое минимальное знание программ, которые мы будем использовать. Когда вы немного разберетесь в создании шрифтов, можете перейти ко второй части урока.
Лучшая отправная точка - это изучить диаграмму (см. ниже). Она иллюстрирует весь процесс: с каким типом файлов мы будем иметь дело, какие программы могут использоваться. Мы можем разными путями достичь результата: сделать цифровой шрифт для компьютера, можем выбрать путь, который лучше всего отвечает нашим навыкам, оборудованию, программному обеспечению.
Что же такое цифровой шрифт?
Шрифт TrueType или Type 1 - группа векторных рисунков. Они могут быть увеличены или уменьшены без потери качества. Векторы, которые описывают каждый символ, сохранены в файле, который мы устанавливаем, чтобы использовать шрифт. В платформе PC, файлы TrueType имеют расширение .TTF, а файлы Type 1 составлены из двух файлов: PFB и PFM файл (последний содержит информацию о файле и его истории). В системе МАС структура файла так или иначе отличается, незначительно: процесс проектирования шрифта во многом такой же, только выбирается другой выбор сжатия в последнем шаге.
Чтобы создать цифровой шрифт, нам нужно 1) нарисовать векторные объекты и 2) экспортировать их в TTF или PFB + PFM формат. Это похоже на руководство Monthy Python "Как написать роман"!.... Существует очень много программ, которые помогут нам в первой части, собственно рисовании. Вторая же часть требует более специализированного программного обеспечения. К счастью, очень "обширная" программа, CorelDraw, включает в себя экспортный фильтр для шрифтов. Даже больше, весь процесс может быть закончен, не выходя из CorelDraw! Поэтому мы сосредоточимся на инструментах именно CorelDraw для создания и редактирования символов (руководство для пользователя включает более подробную информацию). Инструменты, которые понадобятся для рисования, в нем более легкие и более мощные, чем в специализированной программе для создания шрифта, но для некоторых деталей (spacing, kerning, hinting) специальные программы все же нужны.
Прим. перев.
Hinting - хинтование, операция, которая позволяет систематизированно искривлять элементы символов при их преобразовании из контурного в растровый формат в зависимости от их размеров и разрешения устройств вывода. Данная операция производится с целью ликвидации резких и неправильных искривлений и улучшения зрительного восприятия символов при выводе на экран дисплея или печатающее устройство.
Kerning - кернинг, установка расстояния между двумя символами (кернинговой парой) в пропорциональных шрифтах для лучшего зрительного восприятия. (межбуквеное растояние).
Spacing - интервал, расстояние.
Необходимое оборудование и технология.
Кроме обычных требований для цифрового графического дизайна (конечно же, компьютер должен быть не меньше, чем 486SX PC, даже если Вы используете CorelDraw 3!), нам понадобится:
• Сканер. Даже старенького черно-белого сканера будет достаточно: мы шрифты не в цвете, а просто, как черно-белый вектор.
• Вспомогательные графические программы.
Используются для правки и ретуширования картинки в цифровом виде там, где это необходимо, чтобы подготовить ее к отрисовке. Даже стандартный Paint, включенный в Windows сойдет, но рекомендуется использовать все же программы с бОльшими возможностями: Paintshop Pro, the Gimp, Photoshop, PhotoPaint, PhotoImpact...... Необязательна даже последняя версия - Photoshop 4 будет более чем достаточно - это то, что я использую.
• Программы для преобразования изображения в вектор.
Это не абсолютно необходимо, но это поможет ускорить процесс. Большинство дизайнеров использует CorelTrace, или Adobe Streamline в качестве трейсера, если используемая ними программа не включает в себя эту функцию. Программы для редактирования вектора включают в себя Freehand, Xara, Illustrator, и CorelDraw. Первые два имеют встроенную утилиту для преобразования в вектор (трейсинг); это основной (бесплатный в версии 2) инструмент редактирования векторных объектов, называется Mayura Draw.
• Программы для генерирования шрифотового файла.
Эту задачу могут выполнить несколько программ. С одной стороны, мы решили рассмотреть разные, от условно-бесплатных программ начального уровня (таких, как Softy или The font Creation Program (FCP)), до профессиональных программ для создания шрифтов, включающих полный набор инструментов (Fontographer, FontLab); с другой стороны, есть специальная функция в CorelDraw, которая позволит вам создать и экспортировать шрифт в файл. Итак, если уже есть Corel, это хорошая отправная точка перед закупкой специальной программы. Вы можете любить Corel или ненавидеть его, но это - чрезвычайно мощная программа, с широкими возможностями использования, и она включает много дополнительных "примочек" (тонны клипартов, премиальные качественные шрифты ...)
Диаграмма ниже, - технологический процесс для создания шрифтов. Она рассматривает почти каждый шаг; включает программы, которые могут быть использованы и типы файлов, с которыми они будут работать. Вы можете выбрать свой собственный путь или способ.
Отправные точки для создания шрифта
Сначала мы проектируем наборные знаки для шрифта (glyph).
Диаграмма показывает некоторые из возможных путей:
1. Рисование на бумаге.
2. Для рисования могут быть использованы любые инструменты: карандаш, ручка, ластик, бумага, или вспомогательные средства: линейка, прямоугольник, что угодно. Это могут быть буквы, написанные собственноручно своим почерком. Теперь, мы должны загрузить файл в компьютер. Можно рисовать прямо в соответствующей программе…
3. …или даже в программе для создания шрифта! Мы можем использовать мышь, или планшет. Большинство профессиональных шрифтов были нарисованы с тщательной детализацией с использованием наброска, сканированного шаблона. Мы можем изменить другой, уже существующий шрифт, или создать свой собственный дизайн.
Но сначала необходимо проверить все юридические вопросы, авторские права, и т.п. Если это юридически возможно, мы можем использовать существующий шрифт, как основу для своего собственного. Есть другая интересная возможность: мы можем возродить старые, еще докомпьютерные, шрифты. Есть хорошая страница в Университете Сарагосы в Испании, которая объясняет восстановление шрифта XVIII века, Ibarra. Рекомендую посмотреть их страничку, как дополнение к этому уроку.
Шаг за шагом
Не легко досконально описать процесс создания шрифта, потому что нет единственно верной цепочки действий и набора инструментов, можно использовать различные программы, различную последовательность действий. Чтобы показать наибольшее количество шагов, мы будем следовать по самой длинной цепочке, начинающейся вверху диаграммы технологического процесса, от листа бумаги с каким-то рисунком, до заключительного шага генерирования шрифта. Конечно, возможна любая другая последовательность: например, вы можете сделать все, не выходя из CorelDraw или ScanFont.
Рекомендации по сканированию
Точные инструкции и параметры настроек для вашего сканера зависят от конкретной машины, но есть некоторые общие пункты. Лучше сканировать с разрешением 300 точек на дюйм или меньше, и использовать наилучший образец. Например, символы высотой 5 и больше см (2 дюйма) выглядят хорошо с разрешением 300. Причина: если вы просмотрите маленькие символы с очень высоким разрешением, то получите много шума, который отражает каждую помарку на бумаге; сканирование с более низким разрешением больших символов позволит вам избавиться от артефактов, не попортив общую форму символов.
Забудьте про 32-битный цветовой профиль и сканирование в 2400 точек! Если вы хотите воспользоваться программой для перевода в векторное изображение, сканируйте в серой гамме, Grayscale, в более низком решении (300 точек или даже меньше, если символы большие); если вы отрисовываете контуры самостоятельно, достаточно сканирования для просмотра на экране (72 точки на дюйм).
Зачастую хорошо применить небольшой Gaussian Blur к краям изображения, и "почистить" их повышением контраста и яркости (Levels, Curves), контур смягчится. Это облегчит нам следующий шаг.
Когда изображение готово, мы должны его сохранить. Сохраните копию Grayscale (в "родном" формате вашего приложения, или в формате без потерь сжатия, TIFF, GIF или PNG). Затем конвертируйте (преобразуйте) его в цветовой профиль Bitmap (черно-белый); в нем появятся "ступеньки" (threshold) за счет того, что все точки станут черного либо белого цвета, в зависимости от яркости. Сохраните картинку в формате TIFF или BMP. Итак, теперь мы имеем файл, например: myfont.bmp. Пришло время отрисовывать контуры.
Как отрисовать контуры
Если вы посмотрите на диаграмму технологического процесса, то поймете, что множество программ позволит привести растровый файл к следующей стадии, в векторный файл, формат AI или EPS. Этот векторный формат содержит объекты, форма которых определяется посредством кривых Bézier, математического расчета положения точек в пространстве, направления векторов и линий. Этот метод геометрического построения кривых в значительной степени тот же самый, с помощью которого построен цифровой шрифт. Прочитайте документацию графического редактора для подробного изучения кривых Bézier, или зайдите на какую-нибудь страницу, типа Mike's Sketchpad или PostScript section of Luc Devroye's.
Давайте рассмотрим отрисовку пошагово. Вы должны расположить опорные точки и векторы так, чтобы определить форму объекта, по контурам подготовленной в предыдущем шаге картинки. Вы можете сделать это вручную, часто пользуются автотрейсом. Если Вы ленивы, и/или качество не принципиально, пользуйтесь встроенным автотрейсом!
Когда оттрейсированный или отрисованный контур готов, мы должны получить нечто, похожее на фигуру, показанную выше. Теперь мы можем сохранить результат, как векторный файл, в формате Adobe Illustrator (AI) или EPS. Желательно использовать небольшую версию Adobe Illustrator (версия 5 или ниже), чтобы не возникала проблема совместимости.
Создание символов
Теперь откройте сохраненный рисунок в программе для редактирования шрифтов. Я буду использовать CorelDraw как пример, потому что он у меня есть, но вы можете использовать любой другой векторный редактор, Illustrator, Freehand, Xara или даже Mayura Draw. Процесс создания шрифта в CorelDraw раскрыт также в нескольких уроках, которые можно найти в интернете. Ник Куртис (или Nick's Fonts fame) использует его, чтобы создавать свои замечательные шрифты, существует статья об этом (см. ссылку ниже.)
Сначала, нам нужен шаблон, чтобы поместить символы, которые мы экспортируем в шрифт. Размер символов должен быть достаточно большим, чтобы проверить контуры и убедиться, что они будут смотреться хорошо в разном размере. Рекомендованный размер страницы 750x750 точек (points). Это не стандартная страница в CorelDraw, размер листа придется изменить. Щелкните два раза где-нибудь на странице, выпадет окошко свойств. Затем разместите несколько направляющих (guides), чтобы иметь постоянные базовые линии для определения высоты, ширины и т.п. Сделайте линейки (Rulers) видимыми, используйте верхнюю линейку, чтоб вытягивать горизонтальные направляющие, боковую - для вертикальных направляющих (границы шаблона), как на картинке.
Шаблон - то, куда вы собираетесь помещать файлы AI/EPS, сохраненные ранее, или куда вы вставляли символы сначала. Используйте различные инструменты, копируйте, вырезайте, вставляйте, объединяйте объекты и т.д.
Далее один момент. Полный шрифт содержит много различных символов. Если мы не хотим сойти с ума, прибраться на рабочем поле. В CorelDraw и Freehand можно делать много страниц, помещая на них отдельные символы (все те же самые направляющие будут видны на каждой странице!). Если вы сделали многостраничный файл, могут возникнуть трудности, если страниц больше 200; тогда лучше создать отдельные файлы, например, для строчных букв, прописных букв, чисел и пунктуации и специальных символов. В других приложениях вы должны будете проделать некоторую работу, например, готовить страницу с группами символов, с собственными направляющими, затем выбирать их индивидуально, чтобы экспортировать в файл шрифта. Другая альтернатива, которая будет работать даже с очень ранними версиями, как CorelDraw 3: сделать файлы со слоями, где вы объедините символы отдельно в разных слоях. Установите видимыми только направляющие и активный слой, чтобы легче ориентироваться.
Векторные объекты: важные детали
Создание объектов может быть очень легким, если мы используем трейсинг или относительно простые формы (круги, прямоугольники), сливаем, разрезаем или изменяем другими способами. Есть только несколько пунктов, которые мы должны помнить:
• Лучше упростить контуры, стремясь к минимальному числу опорных точек. Если вектор будет иметь слишком много узлов, будет слишком сложным, это может препятствовать правильному отображению и масштабированию шрифта, будет использоваться больше памяти и зачастую, будет в итоге худшее качество. Простые формы легко описать небольшим количеством точек: например, для линии достаточно двух точек, на ее концах. Если вы отрисовываете кривые вручную, они скорее будут более оптимизированными.
• Каждый символ в шрифте должен быть изображен закрытым закрашенным контуром. В случае необходимости, можно использовать и сложную форму (composite path).
• Чтобы создать "O", недостаточно пустого эллипса. Форма должна быть заполненной. Таким образом, вы используете два эллипса, и меньший прорезает отверстие в большем. Вы не должны использовать пересекающиеся линии, чтобы избежать глюков при заливке объекта цветом; иногда вы используете объединение (combine или create composite path), вырезание наложенных объектов или сливание нескольких объектов в один.
• Другой момент, который может быть исправлен некоторыми редакторами - направление пути (path direction). Сложные объекты имеют определенные указания в каждом своем компоненте (по часовой стрелке или против часовой стрелки считать точки) и как правило, они должны быть инвертированы (inversed) каждый раз, когда объект объединяется (вырезается, сливается и т.д.) с другим объектом. Первый, внешний контур должен быть против часовой стрелки, внутренние контура (объекты), объединенные с ним должны считаться по часовой стрелке. Вы можете об этом подробнее в статье относительно того, как сделать шрифты в Corel на сайте, designer.com (см. ссылки внизу этой страницы).
Как генерировать шрифт
Итак, процесс создания символов из более или менее простых или сложных объектов закончен, мы можем переходить к завершающей фазе - собственно, генерированию шрифтового файла.
В CorelDraw, выберите один символ единовременно, пойдите в Файл > Экспорт (File > Export…), и выберите Экспортировать как... (Export as...), затем выбирайте TrueType или Type 1, в зависимости от вида шрифта, который Вы хотите создать. Предостережение: вы должны выставить галочку "только выделенное" (Selected Only) в экспортном диалоговом окне. Следующее окошко:
Здесь вы пишете название шрифта, выставляете галочку, если вы создаете шрифт символов, и оставляете остальное по умолчанию. Когда вы нажимаете, Принимаю (Accept), выскочит другое диалоговое окно, теперь нужно выбрать символ (на клавиатуре), который соответствует объекту, который вы экспортируете. В этом примере, мы должны найти символ в центральной колонке:
Наконец, мы жмем Принять (Accept) в этом диалоговом окне, и можно повторить процесс для остальных символов.
Итак, это - способ, которым люди создают шрифты! Это ужасно скучно, не так ли? Даже с Большим Папой создателей Шрифта, Fontographer-ом, Вы создаете символы по одному, и процесс - более или менее такой же, как объяснили выше. Так что успокойтесь, порадуйте себя чашечкой коше и приятной музыкой и - работать! Вы можете сделать это в несколько заходов, если действительно надоедает. Но в конце концов, получится свой собственный шрифт, что-то, чем можно поделиться с другими дизайнерами и - кто знает - даже продать! Когда шрифт закончен, мы только должны установить его на компьютер и можно его использовать.
Программы для генерирования шрифтов
CorelDraw может генерировать шрифты, но он очень ограничен, в определении большинства параметров шрифта. Он хорош для создания символьных шрифтов, шрифтов с картинками, декоративных, но если важен spacing, kerning, hinting, вы должны использовать специальный редактор.
Большинство программ редактирования шрифтов позволяет непосредственно рисовать (создавать) символ. В некоторых случаях вы можете также оттрейсить символы прямо из растровой картинки. И можете вставить файлы AI/EPS, созданные в других приложениях. Много возможностей показаны в диаграмме технологического процесса этой статьи. Главная проблема редакторов шрифтов - соотношение цены/функциональных возможностей. Они могут быть действительно дорогими, и вы будете использовать их только для создания/редактирования шрифта. Это означает, что, если вы создаете шрифты редко, то будете мало использовать программу. Продумайте это: в зависимости от маршрута, который вы выбрали в Технологическом процессе, вы будете нуждаться в редакторе шрифтов в течение короткого времени. Если у вас есть друг, который имеет одну из этих программ, если он позволяет вам использовать его компьютер некоторое время, вы можете принести диск с вашими .AI или .EPS файлами, готовыми для верстки в шрифт, или лучше все еще, сырой шрифт, сделанный в CorelDraw и подготовить вполне приличный шрифт. Я делаю именно так.
Есть несколько доступных для использования редакторов шрифтов. Самый известный и мощный из них - Pyrus Scanfont. С этим редактором создавать шрифт можно буквально за несколько минут. Просто откройте растровую картинку, или отсканируйте. Одна команда трассирует объекты (отрисовывает), затем вы тянете эти объекты к окну карты символа, и шрифт готов. Назовите его, и готово! Удивительно. Если вы начнете с сканирования своего почерка, шрифт будет готов к использованию через несколько минут. Конечно, возможно, нужно отредактировать отдельные символы, интервал, и т.д., это легко сделать. Можно использовать Scanfont, чтобы создать до пяти шрифтов бесплатно, получив программу от их дистрибьютера, Pyrus или FontLab. Та же самая компания предлагает самую передовую программу создания шрифта, FontLab, и основного редактора, TypeTool (также с бесплатными 5 шрифтами), вместе с некоторыми другими утилитами. Рекомендуется посетить их вебсайт.
Есть два основных приложения для создания шрифта, Softy и FCP (The Font Creator Program), которые можно загрузить из интернета. Первое - очень маленькая программа, но не очень удобна и в ней недостаточно подсказок. FCP, от High Logic, Нидерланды, - хорошая отправная точка, чтобы изучить создание шрифтов.
И наконец, относительно Fontographer. Обычно это наиболее используемое приложение для создания шрифтов. Профессиональная версия программы распространяется Macromedia, бесплатных версий не существует. Больше информации о Fontographer можно найти на сайте Macromedia, также есть новости Fontographer, однако, программа обновлялась в последний раз много лет назад, в этом ее главный недостаток.
Воспользуйтесь ссылками, приведенными ниже, прежде чем перейти ко второй части этого урока.
Ресурсы
• обучающая программа
• IconianFonts очень хорошая и детальная обучающая программа (Дэн Задорожны)
• Zero tutorial обучающая программа
• Creating fonts in CorelDraw обучающая программа для пользователей CorelDraw
• Tutorial другая детальная обучающая программа для пользователей CorelDraw.
• Recovery цифровое восстановление шрифта 18-ого столетия, Ibarra, от Университета Сарагоса. Вы также можете загрузить шрифт.
• On shots and fonts даже больше информации о редактирующих шрифт программах, хорошее обозрение PostScript, Bézier, и т.д.
• Поиск на Google даст хороший результат.
• Autotrace процесс, описанный там может быть применен к любой программе.
• Еще ссылки о книгопечатании.